Как читать клейма старинного золота — самое полное руководство

Владеть старинным золотом — значит владеть частью истории. А клейма убеждают покупателя в качестве и чистоте металла, определяя, кто, где и когда изготовил изделие. Мы составили подробное руководство, благодаря которому вы сможете больше узнать о своих старинных изделиях из золота.

Когда и зачем появились клейма

С доримских времен золото и серебро использовались в качестве валюты. И, конечно, всегда находились те, кто несмотря на опасность суровых наказаний, подделывали драгоценный металл. «Умельцы» скоблили золотые монеты, разбавляли это золото недрагоценными металлами и продавали как чистое золото. И в прошлые дни такой вид подделки не был редкостью.  Именно по этой причине в позднем средневековье несколько европейских правителей издали специальные постановления. Они требовали, чтобы все золотые и серебряные предметы были отмечены уникальным штампом для идентификации производителя.

И со времен Средневековья до середины XIX века клейма использовались только как средство защиты прав потребителей. Ситуация изменилась примерно в 1840 году, когда на рынке появились фальсифицированные клейма, чтобы уклоняться от уплаты налогов. В те дни английское правительство повысило налоги на ввозимые золотые и серебряные изделия, за исключением антикварных предметов. Уплата налогов никогда не была в списке приоритетов предпринимателей. И некоторые мастера в Германии и Нидерландах начали ставить штампы на своих ювелирных изделиях, которые имитировали антикварные клейма.  

Поскольку клейма проверяли только для определения лиц, ответственных за качество драгоценного металла, фейковые метки интерпретировались таможенниками и коллекционерами как подлинные иностранные антикварные клейма. Этот обман просуществовал примерно до начала 20 века.

Кроме того, многие коллекционеры и государственные служащие, ответственные за сбор налогов, не имели представления об иностранных антикварных клеймах.  Примерно с 1865 года люди начали замечать повторяющиеся закономерности. Так началось изучение отличительных черт, которое разоблачило множество мошенничеств в последующие десятилетия. К 1900 году собрался хороший список клейм. И риск уничтожения предмета из-за поддельных клейм вскоре перевесил прибыль от уклонения от уплаты налогов. 

Благодаря этому исследованию клейм, нам теперь доступна вся картина практики клеймения на протяжении веков. Однако интерпретация этих признаков требует специальной подготовки и острого глаза. Особенно в странах, где нет государственных пробирных палат, таких как США.

Что такое пробирная палата?

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

Пробирная палата — это учреждение, отвечающее за проверку драгоценных металлов. После того, как предмет протестировали и подтвердили, что он соответствует требованиям законодательства в отношении чистоты, пробирная палата наносит на металл клеймо. В Великобритании в настоящее время есть четыре пробирных офиса в Лондоне, Бирмингеме, Шеффилде и Эдинбурге. Остальные закрылись в 19 и 20 веках. Каждая пробирная палата имеет свой собственный идентификационный штамп, который является частью клейма и указывает.

В прошлом анализ делался путем соскребания небольшого количества металла с детали и его проверки. Это называлось «выборка». В 1990-х и начале 2000-х годов в качестве альтернативы был впервые предложен новый метод, который не оставлял царапин на металле. Рентгеновская флуоресценция в настоящее время является признанным альтернативным методом тестирования металлов.

Для самого клеймения обычно используются ручные или гидравлические прессы. Сегодня все более популярной становится лазерная маркировка.

Для новичка многие знаки могут показаться противоречивыми. Например, ювелирные изделия 18-го века вполне могут иметь как французские, так и английские клейма. А в США можно найти множество изделий до 20-го века с европейскими клеймами. Причина в том, что многие поселенцы имели тесные связи со «старым светом» и торговали с ними. Только в 1906 году в США были изданы правила, касающиеся клейма.

Так что при поиске клейм и их изучении нужно набраться терпения.

Клейма старинного золота

Существует четыре основных типа клейм, которые могут дать важную информацию о происхождении ювелирных изделий.

  • Клеймо чистоты
  • Клеймо производителя
  • Буквы
  • Знаки города

Некоторые из этих знаков могут быть объединены в один в зависимости от происхождения или могут отсутствовать по разным причинам. 

Клеймо чистоты

Это одно из первых клейм, на который обращают внимание при осмотре ювелирных изделий. Когда такой знак найден, он показывает количество драгоценного металла, использованного для создания предмета.

Золото в чистом виде очень мягкое и не очень подходит для создания украшений. В былые времена люди, которые могли позволить себе золотые украшения для тела, не занимались домашними делами. Следовательно, их украшения были не очень подвержены износу. Позже возникла необходимость придать драгоценному металлу дополнительную прочность. И к золоту были добавлены другие металлы. Эти разбавленные металлы называются «сплавами». Количество драгоценного металла, используемого для создания такого сплава, называется «чистотой» сплава. Вплоть до середины 20-го века эта чистота в основном выражалась в каратах. 

Вес в каратах выражается в 24 делениях, где 24 — самое чистое золото. Когда кто-то находит знак чистоты 18k, это указывает на то, что сплав, из которого создаются украшения, состоит из 18 частей золота и 6 частей другого металла. Чтобы перевести это в проценты, мы разделим 18 на 24 и умножим на 100. В случае 18-каратного золота простое уравнение будет (18/24) x 100 = 75%.

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

Поскольку все больше и больше стран переходят на метрическую систему, вы обнаружите, что чистота выражается в тысячных долях. 1000/1000 — это чистое золото в метрической системе, поэтому изделие из 18-каратного золота будет иметь отметку 750.

В то время как в США и некоторых других странах чистота четко указывается такими метками, как 14k и 18k, во многих других странах чистота драгоценных металлов указывается графическими знаками.

Клеймо производителя

Традиционно клеймо производителя является основным знаком ответственности за содержание золота (или платины/серебра) в артефакте. При возникновении проблем производителя (или компанию) можно идентифицировать и привлечь к ответственности. Клеймо производителя не обязательно означает, что изделие было изготовлено тем, чье клеймо нанесено. Оно просто указывает на лицо, ответственное за чистоту. В наше время оно также служит товарным знаком, подобно тому, как Coca-Cola маркирует свои бутылки. Известные имена добавляют ценности изделию.

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

Во многих странах с давней традицией обязательного клеймения эти клейма производителя должны были быть уникальными. И копии этих клейм хранились в архивах гильдий. Обычно на этих метках были инициалы изготовителя, сопровождаемые определенным графическим знаком. Иногда правила требовали, чтобы контур был определенной формы. Например,  ромб — форма, которая является обязательной для марок французских производителей с 1797 года. В США эти знаки стали обязательными только в 1961 году. Они могут быть в виде зарегистрированного товарного знака или полного имени производителя/фирмы. На английских, а затем и американских изделиях можно найти много маркировок производителя, содержащих амперсанд. Например, клеймо «J & S» может указывать на (вымышленную) фирму «Джонсон и Стюарт». Использование амперсанда типично для клейм британских (и их бывших колоний) производителей.

Буквы

Клейма в виде букв были впервые ввели в 1478 году в Лондоне. Новые английские правила в то время требовали, чтобы все золотые и серебряные изделия проверялись контролируемым государством органом в Лондоне. Главного пробирного обычно выбирали из числа самых видных членов гильдии. И эта должность переходила из рук в руки каждый год. Чтобы предотвратить мошенничество со стороны пробирщика, был введен новый знак ответственности, который принял форму букв алфавита. На практике это означало, что каждые 25 лет (некоторые буквы были пропущены) нужно было использовать одну и ту же букву. Во избежание путаницы в каждом цикле использовался другой шрифт букв и/или контур вокруг букв.

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

Хотя первоначальная цель букв заключалась в том, чтобы указать ответственного пробирного, сегодня они указывают, на дату. При этом, буква указывает на год, когда предмет был предложен для клеймения, а не на время изготовления, как это принято считать. В последние годы использование этого клейма стало добровольным в Великобритании. На деликатных ювелирных изделиях вряд ли когда-нибудь можно будет найти букву, потому что на таких изделиях часто нет места для полного набора клейм.

Клеймо города

В позднем средневековье и эпохе Возрождения многие страны с обязательной системой клеймения открыли новые пробирные конторы в разных городах для местных мастеров по драгоценным металлам. Чтобы различать метки, используемые в этих городах, было введено новое клеймо — городское. Это клеймо обычно имело форму геральдического щита города или другого отличительного изобразительного знака. Так, например, клеймо Бирмингема представляет собой якорь, что не очень логично, поскольку в Бирмингеме нет порта, и он не расположен рядом с морем или другой открытой водой. Якорь относится к таверне Crown & Anchor, где было принято решение о знаке. Сегодня Бирмингемская пробирная палата является крупнейшей в мире, и здесь можно найти множество предметов, отмеченных этим городским клеймом.

В некоторых системах клеймения, например, в голландской, сочетание клейма города с другим клеймом указывало на чистоту драгоценного металла.

Во Франции было принято иметь знак чистоты для Парижа и еще один для изделий, изготовленных в провинциях. Причем последние иногда индивидуально отличались цифрой.

Другие метки

Есть много других знаков, которые можно найти на ювелирных изделиях. Они не являются клеймами, но важны для правильной оценки. Некоторые из них описаны ниже.

Знаки дизайнера. Многие изделия, изготовленные под ответственностью известного российского производителя  Фаберже, имеют клеймо дизайнера. Кроме того, на некоторых изделиях, выполненных в стиле модерн, есть дизайнерские штампы.

Клейма розничного продавца указывают на то, что изделие было продано через конкретную торговую точку. В основном через крупные фирмы, такие как  Tiffany & Co. ,  и другие крупные фирменные магазины.

Клейма пошлины могут быть нанесены на предметах, чтобы указать, что налоги были уплачены за отечественные драгоценности.

На предметах могут быть нанесены метки импорта и экспорта, чтобы указать, что налоги были уплачены или что предметы были освобождены от налогов.

Патентные и инвентарные номера обычно имеют форму длинных чисел. В сочетании с другими знаками или стилистическими признаками могут помочь в датировании ювелирных изделий. Фирмой, которая почти всегда ставит инвентарное клеймо, является известный французский ювелир Cartier. Boucher, американская фирма, запатентовала множество дизайнов ювелирных изделий с 1930-х по 1960-е годы. Их патентные метки обычно изображаются также в виде последовательности чисел.

Золото без клейма

Долгое время, особенно в георгианскую и викторианскую эпохи, ювелирные изделия часто продавались без надлежащего клейма. Большинство мастеров не хотели, чтобы кто-то ставил штампы на изделиях, которые они создали тяжелым трудом и с большой осторожностью. Поэтому, когда этого можно было избежать, например, когда это не было обязательным, ювелиры предпочитали не маркировать свои изделия. Другой причиной, по которой клейма не обнаруживаются на ювелирных изделиях, может быть их ремонт. А также может быть такое, что изделие было освобождено от клеймения. Это исключение было сделано для предметов, вес которых не превышал определенного предела. Или которые были слишком хрупкими, чтобы их можно было маркировать без повреждений.

Клейма старинного золота в разных странах

 США

Клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов регулируется в США Национальным законом от 1906 года. Когда производитель решает пометить такой предмет клеймом чистоты (либо в графической форме, либо в числовой форме), он несет ответственность за чистоту сплава. Однако закон 1906 года не требовал, чтобы производитель ставил на драгоценном металле клеймо. Только в 1961 году клеймо чистоты стало обязательным на ювелирных изделиях. Это клеймо может быть в виде товарного знака или фамилии производителя полностью. 

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

Поскольку в законе не упоминаются какие-либо значения чистоты, на ювелирных изделиях можно найти отметки любой пробы. Наиболее распространены пробы 10 и 14 карат. 

Обычно по аббревиатуре на золотом изделии можно легко отличить, где оно было сделано. В Великобритании «карат» сокращается до «ct», а в США используется аббревиатура «k».

На ювелирных изделиях, изготовленных в США примерно до 1900 года, редко можно найти хоть какие-либо знаки.

Великобритания

Когда речь заходит о клеймах Великобритании, учитывается также Ирландия, поскольку она была ее частью до 1921 года. Клеймение в Великобритании началось еще в 1300 году и в настоящее время регулируется Законом о клейме 1973 года. Хотя было много изменений, способ клеймения предметов в течение последних 700 лет, в целом, оставался неизменным до 1999 года. На изделиях из 18-каратного и 22-каратного золота было 2 клейма: корона и цифра (18 или 22). Сплавы более низкой пробы клеймились меткой, указывающей как вес в каратах, так и пробу в тысячах, например 9 и 375.

До 1854 года легальные стандарты для золота составляли 18 и 22 карата. В 1854 году эти стандарты были расширены до 15, 12 и 9 карат.
В 1932 году 12-каратные и 15-каратные стандарты для золота были отменены в пользу 14-каратной марки. Для Шотландии и Ирландии эти стандарты незначительно отличаются.

Хотя считается, что для всех ювелирных изделий требуется полный набор клейм, некоторые предметы до 1973 года освобождались от клеймения, за исключением обручальных и траурных колец.  Таким образом, многие изделия британского происхождения имеют только клеймо производителя и клеймо чистоты. 

Многие производители в США используют графические товарные знаки, которые напоминают английские клейма, и следует проявлять осторожность, чтобы не путать их. 

Франция

Французская система клеймения восходит к 13 веку и считается самой сложной из-за множества клейм, с которыми можно столкнуться. Особенно это касается больших столовых приборов. Для более мелких предметов, таких как ювелирные изделия, система намного упрощена и состоит из клейма, указывающего на драгоценный металл, и клейма производителя. 

Хотя французский закон требует, чтобы все золотые украшения имели минимальную чистоту 18 карат, предметы, предназначенные для экспорта, могут быть отмечены графическими знаками 9k и 14k.

С 1797 года клеймо производителя должно быть в виде ромбовидного щита с включенными в него инициалами производителя.  До 1797 года клейма изготовителя состояли из инициалов на щите с короной.

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

Некоторые распространенные отличительные черты французских антикварных украшений включают: 

  • Голова орла (Золото 750 (18 карат) 1838-настоящее время). Есть несколько вариаций. Пробирная: Париж (1838-1919). После 1919 года вся Франция. 
  • Голова лошади  (Золото 750 (18 карат) 1838-1919). Есть несколько вариаций. Пробирная: все провинции за пределами Парижа. Часто встречается на региональных украшениях XIX века.
  • Сова (Золото 750 (18 карат) 1893-настоящее время). Указывает либо на импортную вещь, либо на предмет без четкого происхождения.

Германия

Как и в США, в Германии нет системы клеймения, за которой наблюдает независимый орган. Вместо этого производители сами маркировали свои предметы.

С 1884 года по настоящее время золотые ювелирные изделия могут быть из любого сплава и обычно имеют только клеймо производителя и клеймо чистоты. Знак чистоты может быть числовым в тысячах, например, 585 для 14-каратного золота. Или указываться в каратах, например, 18k. Или и то, и другое, объединенное в один знак.  Крупные золотые предметы и корпуса часов должны иметь чистоту не менее 14 карат и могут быть отмечены короной на солнце.

До 1884 года у каждого города была своя городская метка, и гильдии регулировали систему. Чистота указывалась в лотах, где 16 лотов означали чистое серебро или золото. Очень распространенная отметка на этих предметах — «13», указывающая на пробу 13 лотов или 812,5/1000.

В 1888 году все немецкие клейма были официально стандартизированы. С этого времени все изделия из золота или серебра имеют только следующие клейма:
1. Клеймо производителя или фирмы.
2. Пробирное клеймо, обозначенное только цифрами, например 800.
3. Золотое клеймо содержит изображение солнечного круга, а серебряное клеймо содержит изображение рогатой луны, обращенной вправо, и изображение короны императора, что послужило подтверждением стандарта 800/1000.

Италия

Распад Римской империи на множество вольных городов, стран и полунезависимых владений исключил возможность введения единой системы клеймения. В быту использовались государственные клейма или штампы товариществ (цехов) ювелирных мастеров. В Венецианской республике существовала строгая государственная система клеймения, в которую входили собственно Венеция, города Верона, Бергамо и некоторая часть Истрии и Далмации. Падение республики в 1797 году положило конец этой системе.

В 1810 г. указом Наполеона на всей территории Итальянской империи была введена государственная система пробирного надзора по французскому образцу. Пробирные палаты были созданы в пяти городах: Милане, Венеции, Анконе, Вероне и Брестии.

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

После поражения Наполеона в 1815 году его приобретения в Италии были разделены. На территории королевства Ломбардии и Венеции, оккупированной Австрией, французская система клеймения действовала до 1866 г. На независимых территориях Модены и Пармы в 1818-1872 гг. существовали свои оригинальные системы.

После объединения Италии в единое государство Законом, принятым 2 мая 1872 г., была введена либеральная система клеймения. Ювелирное производство разрешалось в рамках свободной инициативы, а производители несли ответственность за контроль чистоты и качества ювелирных сплавов.

Как читать клейма старинного золота - самое полное руководство

Этот закон в своих основных положениях действует до сих пор. Естественно, в него вносились изменения и дополнения. Так, в свое время были введены стандарты чистоты 960, 900 и 800. Этот закон оставался либеральным даже в период фашистской диктатуры.

Клеймение оставалось прерогативой производителей и импортеров. Допускалось опробование и клеймение изделий в Пробирных лабораториях в случае возникновения споров или для проверки части изделий. Роль государства заключалась в том, чтобы делать на Монетном дворе клейма производителей.

Россия

В России обозначение пробы было введено намного позже, чем в других европейских государствах. Клеймить драгоценный металл на территории Российского государства начали только с 1700 года во времена царствования Петра I. При его правлении монеты на 98% состояли из чистого золота и имели только 2% меди.

Система определения чистоты сплавов, введенная Петром I, позволила перевести ювелирную промышленность на новый уровень. А также ужесточить контроль над всеми драгоценными изделиями, которые были в ходу. На изделии ставилась проба, согласно золотниковой системе, а также инициалы ювелира. В ее основе – единица измерений, в качестве которой выступал золотник относительно фунта. Чистое золото (без добавок) соответствовало 96 золотникам. Столько содержит 1 фунт. Зная это, вычисляется доля примесей. Если чистого золота 56, остальное (40) – добавки. Если перевести пробу из золотниковой системы в метрическую, окажется, что 56 — это золотой стандарт России царской и РФ – 585 (14 карат).

До 1897 г. на изделиях из ювелирных сплавов наносили выпуклые пробы. Причем их размер зависел от габаритов изделия. Это значит, что клеймо иногда могло создавать неудобства при носке. Вскоре способ клеймения изменили. Проба не бросалась в глаза. Она была вровень с металлом.

На клейме тех времен изображалась женская голова в кокошнике. Но уже с 1927 г. стали применять другой вариант: изображение головы рабочего с молотом. Все виды клейма встречаются на старинных изделиях. Однако если изучаются внешние признаки золота 56 пробы, можно заметить, что обозначение на ней отличалось уже тогда. Встречается клеймо с буквами. Это может означать инициалы ювелира. Существует еще один вариант – нанесение инициалов управляющего пробирного округа.

Где можно продать антикварное золото

Если нужно купить или продать антикварное золото, лучше сначала посетить ломбард или обратиться к проверенному антиквару, оценке которого можно доверять. Также можно рассмотреть другие варианты: объявления, скупку. В этом случае стоимость скорее всего будет ниже. Кроме того, вы можете продать украшения самостоятельно через интернет (сайт Авито и ему подобные), установив цену самостоятельно.


Читайте также:

Как читать клейма на серебряных изделиях

Как чистить антикварные украшения в домашних условиях

Императорские яйца Фаберже: самые эксклюзивные предметы коллекционирования

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий