Старинная восточная керамика — что ценно, а что нет

Как отличить старинную восточную керамику? Как узнать, являются ли конкретные изделия ценными? В чем разница между китайской и японской керамикой? На что следует обратить внимание при покупке? Ответы на эти вопросы и другие вопросы в нашей статье.

Итак, при покупке старинной восточной керамики важно распознавать особенности изделий из разных стран. Китайская и японская керамическая посуда была известна во всем мире на протяжении веков. Но именно китайцы первыми изобрели процесс производства фарфора.  Это было еще в 618-907 годах нашей эры. 

Фарфор представляет собой белый, мелкозернистый и полупрозрачный материал. В отличие от фаянса, который грубый, непрозрачный и пористый. Китайцы доминировали на рынке фарфора до 16 века, после чего его метод производства распространился на Корею и Японию.

Отличия антикварной китайской и японской керамики

Старинная восточная керамика - что ценно, а что нет

Главное отличие старинной восточной керамики – толщина фарфора. Китай имел более богатый природный источник каолина и разработал методы обжига намного раньше, чем японцы. Поэтому старинные китайские керамические изделия намного тоньше и легче по весу.

Китайская керамика имеет гораздо более яркие цвета и полностью прозрачную блестящую глазурь (результат обжига при очень высоких температурах). Для сравнения, японские изделия тяжелее, с матовой глазурью и более естественной, «земляной» палитрой.

Маркировка старинных восточных изделий из керамики

Антиквары и коллекционеры используют знаки, найденные на старинной восточной керамике, чтобы судить о ее ценности. Эти метки различаются по значению в Китае и Японии.

Старинные китайские керамические знаки

Старинная восточная керамика - что ценно, а что нет

Знаки старинного китайского фарфора обозначали династию и императора, для которых было изготовлено изделие. Эти знаки «царствования» впервые появились на фарфоре времен династии Мин (1368–1644) и были способом защитить работу гончара и бренд. Китайские императоры считали свои индивидуальные знаки способом запомниться потомкам. Однако один из императоров, правивших дольше всех, Канси из династии Цин (1661–1722) был суеверен. Он полагал, что если разбить керамическую посуду со знаком его правления, это будет для него плохим предзнаменованием. Знак императора не был разрешен к использованию, поэтому на его место взяли другие символы Чаще всего фарфор времен его правления имеет два пустых круга.

Старинные китайские знаки читаются сверху вниз и справа налево, а горизонтальные знаки читаются справа налево. Большинство знаков правления состоят из четырех или шести символов, различающихся по стилю в зависимости от периода. Причем первые два относятся к династии или императору.

Старинные японские керамические знаки

В отличие от старинной китайской керамики, японские изделия не имеют клейма царствования, а знаки, которые чаще всего обозначают подпись художника. Поскольку старинный японский фарфор имел огромный экспортный рынок с 19-го века и далее, клейма были коммерчески ориентированы и представляли широкий спектр характеристик, включая гончара, декоратора и фабрику. А также узор и экспортера или импортера. Оценки, написанные на английском языке, также могут быть индикатором возраста. В период с 1921 по 1941 год изделия, предназначенные для экспортного рынка США, должны были иметь маркировку «Япония» или «Сделано в Японии». На изделиях до 1926 года будет нанесена маркировка, нарисованная вручную. А на более поздних изделиях будут нанесены метки, сделанные с помощью трафарета. Noritake и Nippon — это дополнительные слова, которые вы можете увидеть, и они означают «Япония».

Старинная восточная керамика - что ценно, а что нет

Коллекционерам, незнакомым с китайским и японским языками, может быть почти невозможно аутентифицировать произведение по его отметкам. Эксперты, которые могут отличить другие характеристики антикварного предмета, такие как форма, украшение и рисунок, имеют многолетний опыт. Хотя у начинающего коллекционера есть несколько простых способов определить подделку.

Старинная восточная керамика или подделка?

Существуют контрольные признаки, которые помогут вам определить подлинность изделия. 

Ржавчина или пятна

Важным фактором при покупке древней восточной керамики являются пятна ржавчины. Пятна ржавчины есть на многих старых китайских предметах, потому что железо в глине вышло на поверхность и окислилось.

Проверка на ржавчину чрезвычайно важна при обнаружении подделки, поскольку для образования ржавчины требуется много лет (или столетий). Однако эту ржавчину тоже можно сымитировать, так что будьте начеку. Перед покупкой ознакомьтесь с тем, как выглядят настоящие пятна ржавчины.

Блеклая/тусклая глазурь

Хотя глазурь изначально наносится для защиты красивого дизайна изделия, с годами она неизбежно тускнеет. А в некоторых случаях может полностью исчезнуть. 

Обычный способ, которым продавцы попытаются обмануть вас, — это заявлять, что предмет был найден после кораблекрушения или в земле. Китайскую керамику часто находят таким образом. И эти условия действительно могут сохранить глазурь. Но тогда обязательно заранее исследуйте место крушения или место раскопок, чтобы узнать, правдоподобна ли их история.

Усадка глазури

Это небольшие вмятины или дефекты, вызванные крупинками грязи или песка, которые мешают глазури полностью покрыть изделие при обжиге. Большинство восточных керамических изделий имеют по крайней мере несколько таких крошечных углублений, поэтому обязательно обратите внимание на них и спросите у продавца, если их нет.

Трещины

Старинная восточная керамика - что ценно, а что нет

Маленьких трещинки покрывают большую часть китайской керамики любого возраста. Это происходит, когда глазурь остывает быстрее, чем глина. И обычно встречается в старых изделиях из-за менее развитых методов обжига, использовавшихся в древнем Китае. Опять же, если их нигде нет, пора начинать задавать вопросы.

Симметрия

Поскольку древние восточные производители изготавливали всю керамику вручную, вам следует обратить внимание на общую форму и симметрию изделия, которое вы покупаете. Она неправильная, со следами своего создателя? Или он слишком совершенная и, вероятно, производится серийно?

В китайской керамике все дело в небольших недостатках, которые доказывают подлинность. Их может быть невероятно трудно обнаружить, поскольку самые лучшие изделия часто не имеют никаких следов. Именно здесь жизненно важно покупать у уважаемого продавца. Поверьте, если вас интересует старинная восточная керамика, лучше обратитесь к антиквару со специальным опытом.


Читайте также:

Старые вещи, которые можно дорого продать: топ-10 обычных вещей, которые оказываются очень ценными

Как читать клейма на серебряных изделиях

Императорские яйца Фаберже: самые эксклюзивные предметы коллекционирования

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий